Внедрение образовательной робототехники в работу коррекционной школы

П. Н. Саввинова

учитель физики и информатики 1 категории

ГКОУ «РС(К)ОШИ» 1 вида

 

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка «игрушку». Причем, в процессе игры и обучения ученики собирают своими руками игрушки, представляющие собой предметы, механизмы из окружающего их мира. Таким образом, ребята знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, которое, несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни.

LEGO – самая популярная настольная игра на планете. Слово «LEGO» переводится с английского как «я собираю», а с датского — «увлекательная игра».

Почему нужно внедрять LEGO в образовательный процесс коррекционной школы?

Введение ФГОС предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых, является LEGO-технологии. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход  легко реализовать в образовательной среде LEGO, так как конструкторы LEGO позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

Работа с неслышащими детьми даёт основание утверждать, что у данной категории детей отмечается ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, неумение рассуждать, делать выводы, умозаключения. У них снижен познавательный интерес, слабо развиты основные свойства мышления — сравнение, обобщение, классификация. Наблюдается ограниченность объема запоминаемого материала, а также быстрая потеря информации. Основными чертами являются нарушение самоконтроля во всех видах деятельности. Всё это побуждает нас искать различные формы работы, которые бы способствовали развитию познавательного интереса у детей, формированию исследовательского отношения к окружающему миру с целью дальнейшей  успешной социализации в обществе.

С сентября 2013 года в нашей школе начал работу факультатив по робототехнике для учащихся 4, 5, 6 классов.

Актуальность:

Программа факультативного занятия «Робототехника», предоставляет уникальную возможность для детей с ОВЗ освоить основы робототехники, создавая действующие модели роботов, подбирая к ним программное обеспечение по инструкции, либо самостоятельно.

Целью факультатива по робототехнике является развитие творческих способностей,  воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, дальнейшая успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Помимо решения общих задач факультатив по робототехнике позволяет   решать и  коррекционные задачи:

  • развитие словесной речи;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие слухового восприятия;
  • развивать сенсорные представления (поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета и их оттенки);
  • формировать пространственные ориентировки;
  • развивать память, внимание, мышление;
  • тренировать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук, развивать мелкую моторику;
  • формировать и закреплять состояние успеха, т.к. любую постройку можно перестроить в случае неудачи.

Ожидаемый результат реализации программы:

  • Формирование конструкторских умений и навыков у детей, развитие интереса к моделированию.
  • Познание окружающего мира и построения своей картины этого мира.
  • Воспитание творческой личности.
  • Формирование коммуникативных навыков.

Методические приёмы, используемые  в работе:

  • Обследование LEGO — деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа), восприятия целостности постройки из LEGO – деталей.
  • Показ некоторых действий и комментирование действий с конструктором. Для того чтобы задать направление деятельности, необходимо показать один вариант действия, чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показать, как скрепляются две детали, и попросить найти другие способы скрепления.
  • Выполнение инструкций. Инструкции в процессе занятия сначала формулируются учителем, а потом – детьми.
  • Использование словесного объяснения, просьбы, поручения.
  • Проведение бесед.

Формы заданий, используемые  в работе:

  • по образцу;
  • по собственному замыслу;
  • по заданию учителя.

Работа с LEGO стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка.

Применение LEGO:

-помогает развивать интеллектуальные качества;

-находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал;

-способствует умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умению находить ошибки и недостатки;

-предвидеть результаты своих действий.

Применение образовательной робототехники не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет учителям с детьми составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью.

Незаметно для ребенка эти игры помогают приобрести очень важное умение – сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не попробовал сделать сам.

Таким образом, образовательная робототехника – это вид моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной, созидательной игры.

Образовательная робототехника способствует развитию потенциальных возможностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяет повысить их творческую активность, коммуникативную компетенцию, что в конечном итоге будет способствовать их успешной социализации, обеспечивающей их полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с широким спектром образовательных задач, которые ставятся ФГОС, использование образовательной робототехники следует рассматривать как наиболее эффективный способ их решения.

Скачать WORD -«Внедрение образовательной робототехники в работу коррекционной школы»