Февральское совещание: день третий. Семинар «Система инклюзивного образования детей и молодежи: проблемы и перспективы развития».

         8 февраля в рамках Февральского совещания работников образования на базе Института развития образования и профессиональной квалификации прошли мастер-классы на тему: «Обучение детей с ОВЗ разных нозологий», организованные Министерством образования и науки, а также Республиканской специальной (коррекционной) школой-интернатом 1 вида. Целью данного мероприятия явился обмен опытом ведущих практикующих педагогов центров раннего сопровождения детей инвалидов, учителей республиканских коррекционных школ и представителей профессионального образования с коллегами, реализующими инклюзивное образование.

          Мероприятие вела главный специалист отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Валентина Константиновна Захарова, которая сделала акцент на актуальность развития инклюзивного образования.

           Так, с участниками семинара поделились опытом: Мымрикова Мария Александровна и Пушкина Татьяна Сергеевна из г.Нерюнгри д/сад №52 «Рябинушка»,  поделившиеся опытом о применения в практике работы службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья PR-технологии.  Представители Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат  для слабослышащих и слабовидящих детей Левина Евдокия Степановна и Гоголева Мария Егоровна  в форме Мультимедийной демонстрации ознакомили с опытом работы с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста и их родителями на базе   Консультационно-реабилитационного центра «Гнездышко» и о работе школы со слабовидящими детьми. Опыт Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат №2 для детей сирот 8 вида  представила Овчинникова Вилия  Павловна в форме мультимедийного представления особенностей построения урока по ФГОС для детей с нарушениями интеллекта.   Республиканская специальная  (коррекционная) школа – интернат 5 вида для детей с проблемами в развитии речи в лице Кондратьевой Татьяны Павловны продемонстрировала с помощью учащихся школы занятие по изготовлению боковых деталей стилизованного нагрудного украшения.   Юмшанова Яна Игнатьевна из специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат №34 7 вида г. Якутска показала мультимедийный материал внеклассного занятия: «Театр пяти пальцев». Для демонстрации опыта непрерывного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья был показан фрагмент занятия со студентами группы «Организация сурдокоммуникации»  преподавателем Республиканского техникума-интерната профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов — Писковитиной Юлией Александровной.

           Пожалуй наибольший интерес участников семинара привлекли учащиеся 1 и 2 класса Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат 1 вида для глухих детей, с которыми учителя  Никитина Агафья Викторовна, Егорова Саргылана Васильевна и Осипова Марина Макаровна  продемонстрировали  интегрированный урок развития речи  и музыкально-ритмических занятий на основе сказки «Теремок».  При планировании показательного фрагмента урока, учителями тщательно были подобраны  задания с учетом особенностей детей, использующих индивидуальные слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Живое участие детей особенно  впечатлило участников семинара, ведь на сцене они видели детей, которые активно наперебой поднимали руки, чтобы ответить на вопрос учителя, они находились с помощью учителя в доступном образовательном пространстве и ничем не отличались от здоровых детей. В этом, безусловно,  большая заслуга учителей, которые грамотно организуют процесс обучения и воспитания. На сегодня в массовых школах остро стоит вопрос организации инклюзивного образования и главной проблемой остается профессионализм педагогов.

         Логическим продолжением мастер-классов был семинар: «Система инклюзивного образования детей и молодежи: проблемы и перспективы развития», на котором выступили: Пантейлемон Романович Егоров, директор научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ и Владислав Владимирович Капитонов, директор средней общеобразовательной школы №3 г.Покровска.

           В качестве почетного гостя мероприятия присутствовала доктор психологических наук, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института  Иркутского государственного университета —   Елена Леонидовна Инденбаум, которая отметила, что отсутствие профессионально подготовленных учителей в массовых школах, методически подкрепленных в той или иной области работы с детьми с ОВЗ, не позволяет дать качественное образование детям с ограниченными возможностями здоровья, и, что необходимо стремиться к  переходу к инклюзивному образованию и сетевому взаимодействию. Также были обсуждены проблемы и пути решения возникающих трудностей, в том числе ранней психолого-медико-социальной помощи, велась дискуссия по подходам и перспективам развития в данном направлении. Участниками семинара были приняты Рекомендации, которые будут учтены республиканскими и муниципальными органами власти в дальнейшей реализации инклюзивного образования в республике.