Выполнили:
Прокопьева Л.Г.,
Никитина А.В.,
Аргунова В.О.
ГКОУ РС (Я) «РС(К)ОШИ 1 вида»
Актуальность темы обусловлена тем, что слухоречевая реабилитация детей после кохлеарной имплантации является новым и недостаточно освоенным направлением работы для сурдопедагогов. Оптимальным для ребенка — носителя кохлеарного импланта считается обучение в школе для слабослышащих, т.к. для него адекватны коррекционные методики, принятые для слабослышащего со слуховым аппаратом. Но уровень речевого и общего развития детей, потерявших слух в долингвальный период, не позволяет им осваивать в полном объеме программу школы слабослышащих. Поэтому дети с имплантом, имевшие до операции глубокие нарушения слуха, продолжают свое обучение в школе для глухих. Так в 2015/ 16 учебном году количество обучающихся с кохлеарным имплантом в нашей школе составило 25 % (всего 88 обучающихся, из них 23 ребенка с КИ). Однако для эффективного развития слуха и речи ребенок после КИ должен находиться в речевой среде. Таким образом, создание условий для абилитации детей, пользующихся кохлеарным имплантом, становится одной из основных задач образовательного учреждения 1 вида.
Цель исследования: изучить, разработать и апробировать новые формы, методы, приемы коррекционно-педагогической работы с обучающимися после КИ в процессе их (ре)абилитации в условиях специального коррекционного образовательного учреждения 1 вида.
Задачи исследования:
- Провести диагностическое обследование уровня сформированности слуховых возможностей обучающихся с КИ для выявления отправной точки при прохождении учебной программы по развитию слуха;
- Разработать рабочую программу групповых занятий по развитию слуха с детьми после КИ;
- Разработать и апробировать методические приемы групповой работы по развитию слуха и речи;
- Проанализировать динамику формирования слухоречевых навыков у детей после КИ в условиях специального коррекционного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования: организация групповой формы работы при абилитации детей после КИ в условиях специального коррекционного образовательного учреждения может способствовать успешному развитию слуха и речи данной категории детей, т.к. группы для занятий формируются с учетом уровня слуховых возможностей обучающихся.
Методы исследования:
- теоретические: анализ данных научной литературы по сурдопедагогике, педагогике и логопедии;
- организационные: обследование детей с КИ, изучение в динамике особенностей слухового и речевого развития, педагогическое консультирование семьи;
- эмпирические: организация наблюдений во время групповых занятий, беседы с родителями и ребенком, анализ медицинской документации, обобщение собственного педагогического опыта, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Объект исследования: обучающиеся ГКОУ Р(С)КОШИ 1 в. с КИ
Предмет исследования: развитие слуха и понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребенка с КИ.
На данный момент работа находится в начальной стадии практической апробации разработанной и утвержденной рабочей программы групповых занятий с детьми после КИ. Авторами программы проведена диагностика слуховых возможностей обучающихся для формирования групп по уровню слухоречевого и общего развития детей. Для диагностики использовался материал, разработанный учителями-дефектологами ГБОУ ЦППРиК «Логотон»: Григорьянц М.Н., Глушкова Н.Н.,Жаворонкова П.Б., Супроник Л.Л. Под руководством директора ГБОУ ЦППРиК Руленковой Л.И.
Диагностика даёт возможность не только оценить динамику слухового восприятия ребёнка с нарушением слуха, но и показывает сильные и слабые звенья в его слуховом развитии. На основании диагностики были сформированы три группы обучающихся с кохлеарными имплантами:
Первая группа обучающихся
В самостоятельной речи детей фразы отсутствуют, слова часто произносятся с искажением звукобуквенного состава. Речь в большинстве случаев невнятная, в замедленном темпе; характерны нарушения голоса; отмечаются грубые нарушения звукового состава, словесное ударение и орфоэпические правила не соблюдаются.
У многих учащихся не выработана стойкая условная двигательная реакция при восприятии на слух речевых стимулов. Восприятие и воспроизведение ритмических структур ограничено (не воспринимают четырехдольные, пятидольные и сложные ритмы). Недоступно восприятие среднечастотных и высокочастотных логотомов. Ограничено восприятие низкочастотных предъявленных логотомов. Слова и предложения на слух не воспринимают. Данная категория обучающихся затрудняется в восприятии обращенной речи, процесс накопления словаря осложнен. Наблюдаются нарушения эмоционально- волевой сферы, нарушение внимания, быстрая истощаемость.
Вторая группа обучающихся
Для самостоятельной речи детей характерны короткие фразы, иногда с аграмматизмами. Они охотно вступают в устное общение. Речь достаточно внятная, но у некоторых детей маловнятная; темп в большинстве случаев замедленный, иногда нормальный; слова чаще произносят слитно, с незначительными звуковыми нарушениями, в знакомых словах выделяют словесное ударение, словесное и фразовое ударения выделяют в знакомом речевом материале; мелодическую структуру фраз, как правило, не воспроизводят. У всех учащихся этой группы выработана стойкая условная двигательная реакция при восприятии на слух речевых стимулов. Слоговую структуру воспринимают хорошо. Ограничено восприятие среднечастотных и низкочастотных логотомов. Большинство обучающихся воспринимает на слух неподготовленные, но хорошо знакомые слова. Затруднено восприятие предложений. Данная категория обучающихся имеет больше возможностей для формирования слухового поведения.
Третья группа обучающихся
Данная группа была сформирована с учетом слухоречевых и возрастных особенностей детей (дошкольники и младшие школьники). У большинства учащихся не выработана стойкая условная двигательная реакция при восприятии на слух речевых стимулов. Восприятие и воспроизведение ритмических структур ограничено (плохо воспринимают трехдольные, четырехдольные, пятидольные и сложные ритмы). В виду отсутствии некоторых звуков дети не могут полноценно воспроизвести слоги, слова и предложения. Ограниченный словарный запас делает невозможным словесное общение.
Для организации условий формирования слуха и коммуникационных навыков детей после кохлеарной имплантации, имеющих низкий уровень речевого развития, сурдопедагогами нашей школы предлагается групповая форма занятий, т.к. особенностью групповых занятий является то, что необходимо обеспечить активное участие всех обучающихся группы в работе по развитию слухового восприятия. Для этого используется диалог в таких формах общения как учитель-ученик, ученик-учитель, ученик- ученик. Именно на этих занятиях вырабатывается навык контроля не только за своей речью, но и за речью товарищей, что помогает ученикам выработать навык самоконтроля и за собственным произношением.
Групповая форма работы в развитии слуха детей является новой для нашей школы. Однако такая форма работы успешно и давно применяется в школе слабослышащих. Методика проведения данной формы работы. Сначала материал занятия воспринимается детьми на слухозрительной основе, а затем этот же материал воспринимается только на слух. Зрительный анализатор помогает удержать в памяти графический образ слова (слово написано на доске), образ предмета (демонстрация предмета), слуховой анализатор способствует удержанию в памяти слухового образа (слово произносится), его звучания (издается звук предметом). Слухозрительное восприятие выполняет подсобную роль, готовит слуховой анализатор к последующему различению звуков с опорой только на слух, т. е. является предпосылкой для скорейшего усвоения на слуховой основе звучания слова, фразы, звука, воспроизводимого предметом. Переход к слуховому восприятию возможен лишь в том случае, если опора на слухозрительное восприятие помогла прочно усвоить дифференцировку звуков, речевого материала. Такой порядок работы обязателен при знакомстве с новым материалом. При повторении же хорошо усвоенного ранее материала можно сразу опираться на слух без предварительного восприятия материала на слухозрительной основе. В каждом отдельном случае необходимо поступать сообразно с результатами усвоения материала. Обучающиеся должны сами несколько раз произвести предъявляемый звук, внимательно прислушиваясь к его звучанию. Это обеспечивает формирование связей между слуховыми и моторными образами этого звука. Занятие всегда должно заканчиваться заданием, которое дети уже хорошо выполняют. Это поддерживает у них положительный настрой и веру в успех.
Таким образом, мы можем предполагать, что групповая форма работы при слуховой абилитации создаст благоприятные условия для развития слуховых и речевых навыков детей, пользующихся кохлеарными имплантами, т.к. при формировании групп применяется дифференцированный подход, т.е. учитываются реальные слухоречевые и психические особенности детей.
Использованная литература.
- Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – СПб.: КАРО, 2008
- Королева И.В.., Янн П.А. Дети с нарушениями слуха.- СПб.: КАРО, 2011
- Королева И.В. В моем классе учится ребенок с кохлеарным имплантом: пособие для учителя. — СПб: КАРО, 2014
- ООО «Исток Аудио» официальный дистрибьютор компании Cochlear Методические рекомендации
- Кузьмичева Е.П. Яхнина Е.З. Развитие восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников на индивидуальных занятиях: пособие для учителя – Орел: ООО «Горизонт», 2013
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха.- Москва, 2001
Первая группа обучающихся (Чихачев Вова, Колосова Юля, Брусенин Амархан, Лабзенин Саша, Павлова Арина, Кузнецов Алексей).
Вторая группа (Апросимов Алексей, Фадеев Валерий, Ефимов Александр, Кузнецов Роман, Захарова Лена, Кудряшов Миша, Ефимов Николай).
Третья группа (Афанасьев Миша, Вырдылина Карина, Неустроев Дьулуустан, Кондратьева Варя, Михайлов Антон, Захарова Уйгууна, Ефимов Адилет, Григорьева Айта).
Б. С. Преображенский выделил 4 группы слабослышащих: 1-я группа —легкое снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь на расстоянии от 3 до 6 м, разговорную речь — на расстоянии 6 м. 2-я группа —умеренное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь на расстоянии от 1 до 3 м, разговорную речь — от 4 до 6 м; 3-я группа — значительное снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь в пределах у уха до 1 м, разговорную речь — от 2 до 4 м. 4-я группа —тяжелое снижение слуха; испытуемые воспринимали шепотную речь не более чем на 0,5 м или совсем не различали шепотную речь, разговорную речь воспринимали у уха и не более чем на расстоянии 2 м. Данная -классификация имеет практическое значение и в настоящее время. В ней точно определены параметры восприятия речи на слух (шепотная и разговорная речь), уровень восприятия, исчисляемый в метрах. Классификация позволяет без специальной аппаратуры определить состояние слуха ребенка и в зависимости от полученных результатов сделать обоснованный выбор методики для развития слухового восприятия.