Потапова Антонина Захаровна
учитель физической культуры, высшая категория
ГКОУ «РС(К)ОШИ» 1 вида
Ведение
Особую актуальность эта проблема приобретает в работе с детьми, с нарушением слуха. Актуальность проблемы определяется также низким уровнем физического развития и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии, что требует определенных предпосылок для методического решения этих проблем.
Таким образом, можно определить основное противоречие: между необходимостью укрепления здоровья младших школьников, их физическим развитием и недостаточностью разработанности проблемы и отсутствием полной информации об организации подвижных игр младших школьников с нарушением слуха с целью их физической подготовленности.
В связи с этим наметилась проблема исследования, заключающаяся в определении роли подвижных игр в физической подготовленности младших школьников, с нарушением слуха.
Объект исследования — процесс физического воспитания младших школьников, с нарушением слуха.
Предмет исследования — влияние подвижных игр на физическую подготовленность младших школьников с нарушением слуха.
На основе анализа научной и методической литературы и обобщения педагогического опыта была сформулирована гипотеза исследования:
— предполагается наличие зависимости между особенностями двигательной деятельности детей с нарушениями в развитии и коррекционной направленностью содержания подвижных игр;
Сущность педагогического эксперимента заключалась в необходимости экспериментально обосновать эффективность проведения подвижных игр с учащимися младших классов с нарушением слуха на развитие физических качеств и повышение уровня их физической подготовленности. Было сформировано две группы: контрольная и экспериментальная.
Организация эксперимента проходила по следующей схеме: предварительное тестирование — проведение экспериментальных уроков и внеурочных занятий — контрольное тестирование.
В эксперименте участвовало 20 детей, учащихся 3-4 классов. Из них 5 девочек и 5 мальчиков в контрольной группе; 7 девочек и 3 мальчика в экспериментальной группе.
На основе анализа медицинских карт была составлена характеристика участников эксперимента. В таблице 1 представлены данные физического развития младших школьников контрольной группы.
Таблица 1
Показатели физического развития детей контрольной группы
Показатели | Пол | n | М | σ | М±m |
Масса тела (кг) | д | 5 | 30,8 | 4,8 | 30,8±2,4 |
м | 5 | 23,1 | 2,6 | 23,1±1,3 | |
Длина тела (см) | д | 5 | 129,6 | 2,2 | 129,6±1,1 |
м | 5 | 122,2 | 5,8 | 122,2±2,9 | |
ЖЕЛ (Л) | д | 5 | 1,43 | 0,04 | 1,43±0,02 |
м | 5 | 1,31 | 0,14 | 1,31±0,07 | |
ЧСС (уд/мин) | д | 5 | 88,8 | 13,9 | 88,8±6,9 |
м | 5 | 77,4 | 7,7 | 77,4±3,8 |
Из таблицы видно, что средний показатель массы тела у девочек контрольной группы составляет 30,8±2,4 кг, мальчиков — 23,1±1,3 кг. Средний показатель роста (длина тела) у девочек контрольной группы равен 129,6±1,1 см, мальчиков соответственно — 122,2±2,9 см.
Что касается показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ), то у девочек она составила в среднем 1,43±0,02 л, у мальчиков — 1,31±0,07 л.
Интересные данные были получены при измерении частоты сердечных сокращений (в покое) у младших школьников контрольной группы. Они составили: у девочек — 88,8±6,9 уд/мин, у мальчиков — 77,4±3,8 уд/мин
Что касается показателей физического развития младших школьников экспериментальной группы, то анализ данных медицинских карт показал следующие данные (табл.2):
Таблица 2
Показатели физического развития детей экспериментальной группы
Показатели | Пол | n | М | σ | М±m |
Масса тела (кг) | д | 7 | 32,8 | 2,6 | 32,8±1,08 |
м | 3 | 36,8 | 1,7 | 36,8±1,2 | |
Длина тела (см) | д | 7 | 133,7 | 1,9 | 133,7±0,7 |
м | 3 | 134,3 | 2,2 | 134,3 ± 1,5 | |
ЖЕЛ (Л) | д | 7 | 1,41 | 0,04 | 1,41 ± 0,01 |
м | 3 | 1,38 | 0,03 | 1,38 ± 0,02 | |
ЧСС (уд/мин) | д | 7 | 81,4 | 7,1 | 81,4 ± 2,9 |
м | 3 | 86,6 | 2,2 | 86,6 ± 0,5 |
Из таблицы видно, что средний показатель массы тела у девочек экспериментальной группы составляет 32,8±1,08 кг, мальчиков — 36,8±1,2 кг. Средний показатель роста (длина тела) у девочек контрольной группы равен 133,7±0,7 см, мальчиков соответственно — 134,3±1,5 см.
Что касается показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ), то у девочек она составила в среднем 1,41±0,01 л, у мальчиков — 1,38±0,02 л.
Интересные данные были получены при измерении частоты сердечных сокращений (в покое) у младших школьников экспериментальной группы. Они составили: у девочек — 81,4±2,9 уд/мин, у мальчиков — 86,6±0,5 уд/мин
Анализ полученных данных позволяет говорить о незначительной разнице результатов физического развития школьников контрольной и экспериментальной групп.
Исходя из результатов таблиц и сравнение их с результатами других исследователей, можно сделать вывод, что в обеих группах полученные результаты физического развития участников эксперимента соответствуют низким показателям региональных стандартов оценки физического развития. Анализ данных физического развития показывает, что в целом физическое развитие не соответствует возрасту детей 7-10 лет.
У школьников с нарушением слуха, которые приняли участие в эксперименте, по данным медицинского обследования были выявлены заболевания опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, деформация грудной клетки.
Выводы
Коррекционно-педагогический процесс следует строить, основываясь на идеях об использовании сохранных возможностей в развитии ребенка и зонах его ближайшего развития.
При разработке научно-методических основ физического воспитания детей с нарушением слуха необходимо тщательно учитывать как структуру основного дефекта, так и двигательные возможности детей.
Не стоит забывать о том, что в составе группы могут быть учащиеся с различной адаптацией к нагрузкам. Поэтому основным направлением в нашей работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных возможностей и особенностей младших школьников, в соответствии с которыми и дозируется нагрузка на уроке.
Проведение подвижных игр с младшими школьниками с отклонениями в развитии должно соответствовать медико-педагогическим задачам.
Рекомендуются подвижные игры, охватывающие все мышечные группы. В задачи применения подвижных игр при этих заболеваниях входят: постепенная тренировка нейрорегуляторных механизмов, сердечнососудистой системы и организма в целом к физической нагрузке; понижение реактивности нервной системы. Полезные игры с ритмизированной ходьбой, с широкой и плавной амплитудой движения, а также игры, тренирующие вестибулярный аппарат. С учетом характера заболевания игры необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц, дыхательными упражнениями.
Особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям, которые должны способствовать тренировке полного дыхания, особенно углубленного выдоха.
Настоящее исследование явилось попыткой в конкретном и систематизированном виде представить возможные пути использования подвижных игр в организации коррекционного физического воспитания младших школьников с нарушениями слуха.
Постановка педагогического эксперимента непосредственно в условиях учебного заведения показала, что подвижные игры с коррекционной направленностью и достаточным двигательным содержанием опираются не только на механизмы компенсации, а создают условия активизации всех ее компонентов, усиливающих потенциальные возможности младшего школьника с нарушениями слуха на основе развития его моторики и совершенствования игровой деятельности.
Таким образом, разработанная методика организации и проведения подвижных игр с младшими школьниками с нарушением слуха, которая была апробирована в ГКОУ РС (К) ОШИ 1 вида. Определенными задачами при проведении подвижных игр с данным контингентом в образовательном учреждении являются:
— содействовать восстановлению и укреплению здоровья, физическому развитию учащихся, закаливанию организма;
— формировать навыки правильной осанки;
— формировать навыки правильного дыхания при статических положениях и передвижениях;
— формировать основные двигательные умения и навыки;
— воспитывать устойчивый интерес и привычку к систематическим занятиям физической культурой;
— воспитывать морально-волевые качества;
— содействовать формированию навыков культуры поведения.
- В результате анализа специальной и методической литературы и практической деятельности учителей физического воспитания выявлена, теоретически обоснованная и научно доказанная необходимость создания коррекционно-педагогической методики воздействия на физическое развитие младших школьников с нарушениями слуха с помощью подвижных игр.
- Контрольный эксперимент показал эффективность влияния коррекционно-педагогической методики применения подвижных игр, в работе с младшими школьниками с нарушением слуха, на повышение их двигательной подготовленности:
— в развитии скоростных способностей на 9,5%,
— скоростно-силовых способностей на 27,8%,
— силовых способностей на 24,1%.
- Перспективными направлениями продолжения исследований могут стать следующие: изучение возможностей коррекции двигательной сферы младших школьников с нарушением слуха; изучение возможностей использования других видов физических упражнений.
Таблица 1
Показатели физического развития детей контрольной группы
Показатели | Пол | n | М | σ | М±m |
Масса тела (кг) | д | 5 | 30,8 | 4,8 | 30,8±2,4 |
м | 5 | 23,1 | 2,6 | 23,1±1,3 | |
Длина тела (см) | д | 5 | 129,6 | 2,2 | 129,6±1,1 |
м | 5 | 122,2 | 5,8 | 122,2±2,9 | |
ЖЕЛ (Л) | д | 5 | 1,43 | 0,04 | 1,43±0,02 |
м | 5 | 1,31 | 0,14 | 1,31±0,07 | |
ЧСС (уд/мин) | д | 5 | 88,8 | 13,9 | 88,8±6,9 |
м | 5 | 77,4 | 7,7 | 77,4±3,8 |
Таблица 2
Показатели физического развития детей экспериментальной группы
Показатели | Пол | n | М | σ | М±m |
Масса тела (кг) | д | 7 | 32,8 | 2,6 | 32,8±1,08 |
м | 3 | 36,8 | 1,7 | 36,8±1,2 | |
Длина тела (см) | д | 7 | 133,7 | 1,9 | 133,7±0,7 |
м | 3 | 134,3 | 2,2 | 134,3 ± 1,5 | |
ЖЕЛ (Л) | д | 7 | 1,41 | 0,04 | 1,41 ± 0,01 |
м | 3 | 1,38 | 0,03 | 1,38 ± 0,02 | |
ЧСС (уд/мин) | д | 7 | 81,4 | 7,1 | 81,4 ± 2,9 |
м | 3 | 86,6 | 2,2 | 86,6 ± 0,5 |