Изучение психолого-педагогических особенностей подростков с нарушениями слуха в условиях школы-интерната и разработка рекомендаций для педагогов

Выполнила работу:

 Титова Феврония Филипповна,

                                                                                     воспитатель

В настоящее время, в условиях социально-экономического и политического кризиса, несовершеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно не подготовленными и незащищенными. Часто не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции (нетерпеливость, жестокость). Поэтому важно не «упустить» подростка и создать психолого-педагогические условия, в которых ребенок мог бы стать субъектом своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира, т.е. осуществить психолого-педагогическое сопровождение подростка.

Актуальность. В подростковый период возрастает стремление детей к самосознанию, к саморазвитию и в этот момент необходимо психолого-педагогическое сопровождение подростков, которое поможет обучающимся приобрести необходимый опыт общения со сверстниками, чувствовать себя более уверенными в жизни, формировать умение преодолевать стрессовые ситуации.

На сегодняшний день значительная часть воспитанников интернатов с ограниченными возможностями здоровья оторваны от жизни и трудовых занятий своих родителей и сверстников. Но главные и самые глубокие причины инертности в иждивенчестве, в отсутствии производственной и социальной активности, которые свидетельствуют о неблагоприятной социально-психологической адаптации личности.

Исходя из вышеизложенного, актуальным становится изучение психолого-педагогического сопровождения подростков в условиях школы-интерната.

Цель исследования: анализ психолого-педагогических особенностей воспитанников школы-интерната 1 вида для разработки рекомендаций воспитателям и педагогам. Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  • Выявить некоторые особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
  • Разработать рекомендации для воспитателей и педагогов коррекционной школы-интерната.

           Гипотеза. Психолого-педагогическое сопровождение подростков в условиях школы-интерната будут протекать успешно при условии:

— если будут учтены возрастные и психологические особенности подросткового периода;

— если будут созданы благоприятные условия для адаптации в социуме.

Методы исследования:

  • Психолого-педагогическое наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Тестирование: «Шкала оценки реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин).

Практическая значимость работы:

Результаты исследования могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения подростков в обучении и в воспитании в школе-интернате для снижения их тревожности и дезадаптации к учебной деятельности и сохранения психического здоровья.

Научный симпозиум по возрастной периодизации, созданный Институтом физиологии подростков АПН СССР с участием представителей разных специальностей, пришел к заключению, что подростками надо считать девушек в возрасте от 12 до 15 лет и мальчиков от 13 до 16 лет.

По мнению психолога Фридман, обучение в школе-интернате издавна считается крайне стрессогенным. Многие воспитанники страдают от повышенного уровня тревожности и депрессивности.

Мы провели исследование среди обучающихся 7-8-х классов школы- интерната 1 вида на определение уровня реактивной и личностной тревожности подростков.

В исследовании приняли участие 9 подростков. Проведено тестирование по методике Ч.Д. Спилберга «Шкала уровня личностной и реактивной тревожности».

Прежде чем начать работу над тестированием, проведена большая словарная работа, так как было очень много незнакомых трудных фраз для учащихся. Пожалуй, этот этап работы для меня был самым трудным и занял много времени. Со способными детьми было интересно работать.

Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности выявила, что 56 % или 5 воспитанников обладают умеренной реактивной тревожностью, 44 % или 4 воспитанника низкой реактивной тревожностью, что может требовать повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Возможно, это может свидетельствовать об активном вытеснении личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Следует отметить, что 78 % (7 воспитанников) показали умеренный уровень личностной тревожности, а 22 % (2 воспитанника) высокий уровень личностной тревожности, что не может не беспокоить педагогов, т.к. личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

По результатам анкетирования выяснили виды любимых развлечений подростков в свободное время, их хобби. Выяснилось, что подростки предпочитают общение с друзьями, хотя, казалось бы, в интернате день только этим и занят.

Наибольшей популярностью среди воспитанников 7-8-х классов пользуются спортивные секции, игровые виды спорта (волейбол, футбол, теннис).

Также, получены следующие данные, что в свободное время воспитанники предпочитают в основном общаться с друзьями (34%), играть на компьютере (33%), общаться по телефону с родителями, друзьями (22%), смотреть фильмы (11%). В списках наиболее предпочитаемых учащимися кинофильмов занимают боевики, триллеры, ужасы (45%). Эта низкопробная продукция оказывает существенное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей подростков, оказывает влияние на поведение подростков. Среди анкетируемых воспитанников следует отметить, что большая часть не заинтересована в чтении книг, периодической литературы, они указывают на трудность восприятия литературного языка. Многие воспитанники ограничиваются просмотром журналов в библиотеке.

На вопрос, кем хотят видеть себя подростки в будущем, они ответили, что большинство видят себя учителями (37%), поваром (12%), пожарником (12%), художником (13%), столяром (13%), водителем (13%).

Таким образом, анализ позволяет говорить о разноплановости интересов подростков, о необходимости пристального, постоянного внимания школы к этой категории учеников.

В результате исследования выявлено, что воспитанники коррекционной школы отличаются сниженной любознательностью из-за отсутствия слуха. Дети, воспитывающиеся в школах-интернатах, имеют значительно более ограниченные возможности видеть особенности поведения и отношения к друг другу и другим людям, воспринимать семейные отношения и участвовать в них. Взрослых они наблюдают в основном при исполнении ими своих профессиональных обязанностей (воспитатель, учитель, врач, повар и другие).

Анализ психолого-педагогических особенностей воспитанников школы-интерната, наблюдения, результаты анкетирования, тестирования, позволяют сделать выводы о том, что у воспитанников интерната низкий уровень развития коммуникативной сферы, общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки, несоответствующей возрастным показателям.

Таким образом, сложности адаптации нередко становятся причиной отклоняющегося поведения. Если у подростка эти сложности оказались запредельными, тогда формируется устойчивое отрицательное отвращение к интернату, к школе, учителям, учебе. Поэтому на проблему адаптации подростков воспитателям и педагогам необходимо обратить особое пристальное внимание и сделать все от них зависящее, чтобы адаптация оказалась для подростка легко преодолимой.

Рекомендации воспитателям и педагогам

коррекционных школ — интернатов

  • Учитывать возрастные особенности подросткового периода;
  • Систематически проводить индивидуальные консультации;
  • Использовать проектный метод деятельности;
  • Расширить сеть кружков по интересам на базе интерната для юношей (технические, резьба по дереву, автодело), для девушек (кройки и шитья, кулинарии, парикмахерское дело);
  • Организовать дружеские встречи с учащимися других коррекционных школ — интернатов;
  • Для снятия тревожности подростков необходимо проводить деловые и ролевые игры с выполнением социальных ролей.

Скачать WORD — Изучение психолого-педагогических особенностей подростков с нарушениями слуха в условиях школы-интерната и разработка рекомендаций для педагогов