
04.03.2016 г
Создание условий для полноценного образования детей с особыми образовательными потребностями, адекватного их состоянию и здоровью, в частности, введения инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивный подход к образованию можно обозначить как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности.
В Республике Саха (Якутия) проживает около 6 тысяч детей инвалидов, около 2 тысяч из них обучаются в специальных коррекционных школах, для остальных детей либо инклюзивное обучение, либо обучение на дому. Министерством науки и образования Российской Федерации впервые разработан ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, который вступает в силу с 1 сентября 2016 г. Приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия) определены пилотные площадки для подготовки к реализации ФГОС. На базе пилотных площадок идет большая работа: разрабатываются адаптированные образовательные программы, требования к условиям реализации и результатам обучения.
3 марта на базе Республиканской специальной (коррекционной школы-интернат) I вида Министерством образования Республики Саха (Якутия) проведен модельный Экспертный семинар – совещание по подведению промежуточных итогов введения Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Представители 12 пилотных площадок, утвержденных приказом МО РС(Я) отчитались перед Экспертным советом о результатах работы за период с августа 2015 года по февраль 2016 г. Работа велась в трех группах. Ведущим первой группы выступила Саргылана Давыдовна Слепцова, заместитель заведующей кафедрой управления Института развития образования и повышения квалификации, во второй 2 группе — Захарова Валентина Константиновна, главный специалист отдела воспитания и дополнительного образования МО РС(Я), в 3 группе — Матаннанова Анна Николаевна, заведующая кафедрой химии, биологии Института развития образования и повышения квалификации. Выслушав отчеты представителей пилотных площадок, профессиональные эксперты сделали заключение. Отмечен продуктивным отчет представителей пилотных площадок, выступивших с промежуточным опытом работы: МБОУ «Мюрюнская СОШ №2» Усть-Алданского улуса (П.П.Баханов), МБОУ «Намская начальная общеобразовательная школа им. И.Д. Винокурова- Чагылгана» Намского улуса (района) — (Корякина Т.В.), МБОУ «Нерюнгринская средняя общеобразовательная школа №18» Нерюнгринского района (Ларионова Е.П.), ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» (Стручкова М.Н.), ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 5 вида» (Захарова С.С.), ГКОУ РС (Я) ««Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат №2 8 вида для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (Сысоева М.А.), ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида» (Третьякова С.В.). Также отмечено, что в вышекуказанных пилотных площадках проводится большая работа по подготовке к реализации ФГОС: создается необходимая нормативно правовая база, проходят обучение учителя начальных классов, обновляется материально – техническая база.
Ведущий Круглого стола Шарина Светлана Вячеславовна, заместитель руководителя отдела государственного контроля над качеством образования и государственной аккредитации образовательных организаций, ответила на вопросы представителей пилотных площадок, рассказала о путях решения имеющихся проблем. По итогам обсуждения были высказаны замечания, предложения и пожелания. Участниками модельного семинара принят проект Резолюции.
Министерство образования Республики Саха (Якутия) выражает благодарность ГКОУ РС(Я) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида» (директор О.А. Винокурова) за предоставление базы и помощь в организации мероприятия.