
Публичные отчеты руководителей как форма оценки деятельности учреждений образования перед общественностью, родительским и педагогическим сообществом, является в Якутии уже традицией. Они предваряют отчет министра, а далее отчет Правительства Якутии в целом в области образования перед населением республики, являясь точкой отсчета по подведению итогов прошедшего года, формой общения власти и обществом.
Одним из самых актуальных в череде отчетов был объединенный Публичный отчет директоров государственных учреждений, где получают образование дети инвалиды со всех улусов республики. О том, как реализовывались права детей инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями в 2019 году и какие проблемы волнуют родителей и педагогические коллективы представили директора четырех республиканских коррекционных школ-интернатов: Оксана Винокурова, Татьяна Мартынова, Анатолий Федоров, Тамара Павлова и директор Республиканского центра психолого-медико-социального сопровождения Константин Чичигинаров при участии Учредителя в лице первого заместителя министра образования и науки РС (Я) Ирины Любимовой. На отчете присутствовали Уполномоченная по правам ребенка в РС (Я) Анна Соловьева, председатель Федерации профосюзов Республики Саха (Якутия) Николай Дегтярев, Председатель ЯРО Всероссийского общества инвалидов Екатерина Емелина, директор Республиканского реабилитационного центра Зинаида Максимова, педагоги, попечители, родители, социальные партнеры и представители общественных организаций.
Как отметила во вступительном слове Ирина Любимова, у каждого учреждения есть свои подходы, свои достижения и проблемы, но в целом все они реализуют права детей с особыми образовательными потребностями на образование, потому объединенные Публичные отчеты полезны вдвойне, так как идет не только обмен опытом, но и поиск путей решения тех задач, которые стоят перед отраслевым министерством. Выступившая первой директор коррекционной школы-интернат для неслышащих обучающихся Оксана Винокурова ознакомила с опытом работы педагогического персонала школы по формированию академических и жизненных компетенций у учащихся, внедрением дуального образования и подчеркнула, что дошкольное обучение детей очень важный вопрос, поскольку чем раньше ребенок начинает накапливать знания, умения и учебные навыки, тем успешнее он будет учиться и в школе. Таким образом, в этой школе дети занимаются с дошкольного возраста до получения аттестата. Одной из главных проблем директор назвала повышение квалификации сурдопедагогов. Директор коррекционной школы-интернат, где обучаются слабослышащие, славовидящие и слепые дети, Татьяна Мартынова поделилась опытом создания IT направления в школе, республиканского фестиваля SMART-2019 и проведения межрегионального видеовебинара по проблемам домашнего обучения детей с ОВЗ. Основной проблемой директор назвала совершенствование нормативно-правовой базы по домашнему обучению детей. Анатолий Федоров, директор, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, сравнительно недавно назначенный на эту должность, поделился школьным опытом методического сопровождения образовательного процесса и выразил надежду, что в скором времени школа из деревянных ветхих помещений переедет в новое современное типовое здание. Также год тому назад назначенная директором коррекционной школы-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Тамара Павлова ознакомила со спецификой учебно-воспитательного процесса и организацией внеклассных мероприятий. Она подчеркнула, что у школы большой опыт участия в различных соревнованиях и мероприятиях, в том числе фестивалях и конкурсах. Завершил Публичные отчеты директоров Константин Чичигинаров, директор Республиканского центра психолого – медико – социального сопровождения. Он подчеркнул, что его учреждение, помимо психолого-медико-педагогического обследования, взяло на себя и функции Центра комплексного сопровождения инклюзивного образования в республике, в том числе по повышению профессиональной квалификации учителей дефектологов. Ведь не секрет, что зачастую из-за отсутствия специалистов в районах республики дети инвалиды не получают своевременно психологическую поддержку и реализацию своих прав на обучение.
Присутствовавшие в зале участники столь открытого и важного мероприятия активно включились в обсуждение докладов, содержащих не только успехи за 2019 год, но и системные проблемы, которые необходимо решать сообща. К примеру, родители высказались за доступность профессионального образования во всех СПО и ВУЗ-ах республики, поскольку ограниченный выбор доступных профессиональных учреждений не дает права выбора профессии после окончания школы.
Председатель Федерации профосюзов Республики Саха (Якутия) Николай Дегтярев подчеркнул, что в системе оплаты труда педагогов гарантированная часть должна быть существенной. Также он, как председатель Федерации адаптивных видов спорта, поднял вопрос о том, что как нигде в коррекционных школах необходимы спортивные залы, так как это самый эффективный путь не только к реабилитации, но и к социализации ребенка инвалида.
В республике немало делается для реализации прав всех без исключения детей на образование. И хорошо, что есть форма Публичной отчетности руководителей перед обществом, который не только дает оценку деятельности образовательных учреждений, но и формирует социальный заказ системе образования.