Публичный отчет 2015 г.

«О деятельности ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида» за 2015 год и задачах на 2016 год»

Докладчик: Винокурова  О.А.

      Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида, являясь частью единой системы образования Республики Саха (Якутия), выстраивает свою деятельность в соответствии с целями и задачами по реализации конституционных прав детей с особыми образовательными потребностями.

 Наши учредители:

  • Министерство образования РС(Я)
  • Министерство имущественных и земельных отношений РС(Я)

Органами общественно-государственного управления  являются:

  • Общее собрание коллектива
  • Педагогический совет
  • Управляющий совет
  • Профсоюзный комитет
  • Попечительский совет (с ноября 2015 г).
  • Родительский совет
  • Ученический совет

Обеспечение исполнения расходов государственного бюджета осуществляет осуществляет:

  • ГБУ РСЯ «Централизованная бухгалтерия министерства образования РС (Я)».

 

I. Нормативно-правовое обеспечение.

Главными правовыми инструментами развития образования остаются: национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на период 2013 — 2020 годы, законы и нормативно-правовые акты Республики Саха (Якутия), в том числе Государственная программа «Развитие образования в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 гг», «Концепция инклюзивного образования Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2016 годы».

Качество образования, также как и единство, преемственность и вариативность, гарантируется  ст. 11 ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 г №273–ФЗ, Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного,  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Однако, правовая база системы образования постоянно совершенствуется и развивается. В 2015 году существенно изменилось федеральное законодательство, регулирующее права инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья с принятием Федерального закона от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и Федерального закона от 01 декабря 2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Наиболее важным нормативным документом для специальных (коррекционных) школ является   Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», который вступает в силу 01 сентября 2016 г.

       Приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 05.08. 2015 г. №01-16/3315   определены пилотные площадки для подготовки к реализации ФГОС, в которую вошла и наша школа-интернат. В связи с этим 2015-2016 учебный год является подготовительным этапом для реализации ФГОС начального образования для обучающихся с ОВЗ.

Вышеуказанные задачи потребовали создания новых локальных нормативно-правовых актов.  На сегодня разработаны проекты 3 вариантов адаптированных образовательных программ, выполняются требования к условиям реализации и результатам обучения.

 

II. Финансовое обеспечение.

Как видно из таблицы №1, ежегодно в Государственной  Программе «Развитие образования на 2012-2019 г» по подпрограмме «Общее образование» предусматривается более 20 млрд. руб. бюджетных ассигнований, что составляет более 60% от общего объема бюджетных ассигнований. На слайде заметно значительное увеличение ассигнований по подпрограмме «Дошкольное образование» от 2,9 млрд до 8,7 млрд. На мой взгляд, если мы хотим повысить роль инклюзивного образования, то мы должны предложить отдельную Подпрограмму «Инклюзивное образование», что позволит не только существенно улучшить МТБ, но и изменить качество, что в целом отразится на полноте реализации прав детей инвалидов на общее образование.

Таким образом, финансовое обеспечение деятельности школы-интерната осуществлялось по целевым статьям Государственной Программы и группам видов расходов, разделам и подразделам классификации расходов бюджета на 2015 г. Из  таблицы №2 видно, что в структуре бюджета школы-интерната заметна динамика повышения доли заработной платы и начислениий на оплату труда.

Таблица №1

1

Таблица №2

2

Незначительная динамика увеличения материальных затрат связана в основном с повышением тарифов на энергоносители.

Кадровое обеспечение.

Качественная и количественная характеристика состава педагогического коллектива (таблица № 3, 4 5, 6, 7) показывает, что коллектив состоит из 73 человек, в том числе:

  • Учителей –41
  • Педагогов — 7
  • Воспитателей — 25

Образовательный уровень: из 41 учителей с высшим образованием 40 (97,6%), со средним специальным -1. Из 25 воспитателей: с высшим образованием – 21 (84%) и 4 со средним профессиональным.

Возрастной состав: до 40 лет – 24 педагога (36,4%)  до 50 лет 14 (21,2%) и более 50 лет – 28  (42,4%).

Квалификационный уровень оценивается как высокий, так как из 66 учителей и воспитателей: высший уровень квалификации имеют 26 педагогов (39%), 26 – 1 категорию (29%), 14 — соответствуют занимаемой должности (21%).

      Диплом о наличии специального образования учителя сурдопедагога, олигофренопедагога имеют 14, а диплом переподготовки – 6. 52 педагога прошли лишь курсы повышения квалификации по сурдопедагогике. А из 6 учителей начальных классов диплом сурдопедагога имеют лишь 3.       В коллективе трудится 10 Почетных работников общего образования РФ, 3 Заслуженных учителя РС (Я), 18- Отличников образования РС (Я) (Таблица 8,9).

Таблица №3

3

Таблица №4

4

Таблица №5
5

Таблица №6

6

Таблица № 7

8

Таблица №8

7

Таблица №9

9

При этом ни для кого не секрет, что основной состав сурдопедагогов был подготовлен в конце 70-80-х годов, что несомненно отражается на дисбалансе возрастного состава педагогических кадров. Практически на сегодня специалисты с дипломами центральных ВУЗ-ов становятся штучным товаром. Таким образом, по школе лишь 30% педагогов имеют дипломы о специальном образовании. В связи с этим предстоит большая работа по переподготовке и обучению педагогических кадров.

 

III. Одной из приоритетных задач системы общего образования является реализация Указа Президента РФ от 07 мая 2012 г №597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», в соответствии с которым Республика Саха (Якутия) является регионом, где достигаются целевые показатели по заработной плате целевых категорий работников социальной сферы, в том числе учителей, медицинских работников.

        По нашей школе за последние 3 года достижение целевых показателей по заработной платы видно из таблицы №10 по отношению к средним показателям по Республике Саха (Якутия). Если в 2013 г средняя зарплата у учителя составляла 48 280 рублей, а в 2015 году она достигла 53 377,7, то по нашей школе она выросла от 50 643,2 рубля до 52 117,7 руб. Средняя зарплата педагогов по школе составила в 2015 г. — 40 888,80 руб. При этом минимальный размер заработной платы технического персонала к концу 2015 года достигла 15 3390 рублей. По школе, как видно из таблицы №10, средняя зарплата врачей существенно отстает от среднего уровня по республике и составляет в 2015 году – 49 266,6 руб, в то время как средняя по республике достигла по предварительным прогнозам 73 128 руб.

Таблица №10.

10

Не менее важной социальной гарантией бюджетных работников является оплата проезда до места отдыха. Так в 2015 году воспользовались правом оплаты проезда до места отдыха 16 работников школы-интерната.

11

 

IV. Выполнение Государственного задания. Вид деятельности: обучение и воспитание неслышащих детей.

 

До 01 января 2016 года все республиканские казенные образовательные учреждения работали по госзаданию.

Государственное задание, как видно из табл. 11, выполнялось по  9 государственным услугам:

  1. Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (адаптированного). План: 7 обучающихся, выполнен на 100%.
  2. Реализация основных общеобразовательных программ начального общего образования (адаптированных). План:39, выполнен 100%.
  3. Реализация основных общеобразовательных программ основного общего образования. План 45 учащихся, выполнен на 100%.
  4. Реализация основных общеобразовательных программ среднего общего образования. План 45, выполнен 100%.
  5. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. План 91. Выполнение 100%.
  6. Содержание детей. План 91. Выполнение 10%.
  7. Присмотр и уход. План 91. Выполнение 100%.
  8. Первичная медико-санитарная помощь, в части профилактики. План 91. Выполнение 100%.
  9. Первичная медико-санитарная помощь, в части диагностики и лечения. План 91. Выполнен на 100%.

Таблица №11

12

Более подробно остановлюсь на реализации  основных общеобразовательных программ.

12.1

Результаты государственной итоговой  аттестации выпускных классов составляют 100%.

12.3

Стоит отметить, что повышение качества знаний учащихся произошло в 2015 г  в начальных и средних классах. Всего качественниками стали 9 учеников начальной школы: Михайлов А., Гергало И. (2 кл.), Егоров А., Ефимов Н., Бурнашев А. (3 кл.), Бережнов К., Нехорукова С., Фадеев В. (4 «а» кл.),  Заиграева В., 4 «б»;    15 учеников 2 и 3 ступеней–Никулин В., Иванов Д., Чокуров М. (5 кл.), Биктимирова С. (5 «а»), Красноштанов П. (5 «б»),  Николаев Д. (6 «а»), Санникова Ю. (6 «б»), Ефимов А., Винокуров А. (7 кл.),  Кудряшов М. (7«в»), Павлов Ю. ( 7 «б»), Габышева Л., Попов И. (8 кл.), Давыдов Д.(10 кл.), Кириллина О. ( 11 кл.). Т.о. качество успеваемости по школе по итогам 2 четверти 2015-2016 у.г. составило 35% (в прошлом году за аналогичный период 24%).

13

  Однако, около 20% (14 детей) обучающихся имеют серьезную задержку интеллектуального развития (умственная отсталость). Заболевания, связанные с поражением ЦНС– 84% (69 обучающихся). В т.ч. резидуально-органическое поражение ЦНС – 24% (20 обучающихся), резидуальная энцефалопатия – 48% (39 обучающихся), которые  испытывают значительные трудности в освоении учебных программ.

Вместе с тем, в вспомогательных классах благодаря профессиональному мастерству учителей, отмечаются продвижения учеников в общем развитии и социализации. Поэтому хотелось бы поблагодарить тех педагогов, которые помогают становлению личности учащихся со сложным дефектом, продвигают в плане общего развития, делают все возможное для их успешной социализации.

Вся коррекционная работа в школе – интернате была направлена   на повышение эффективности форм и методов обучения и воспитания, обучающихся с нарушением слуха.

Таким образом, численность обучающихся в школе остается стабильным. В декабре 2015 года было проведено анкетирование родителей.  Результаты выявили, что большинство родителей удовлетворены   качеством образовательных (72%), медицинских (66%), реабилитационных (66%) услуг (см слайды).

Не менее важным критерием удовлетворенности является оценка доступности, благоустройства и содержание помещений интерната. По мнению родителей доступность в школе-интернате обеспечена не в полном объеме (27,8%), а благоустройство на среднем уровне (50%).

Наибольшую удовлетворенность родители выразили компетентностью педагогического персонала (83%),  вежливостью и доброжелательностью коллектива (83,3%).

В соответствии с результатами опроса многие родители готовы обучать своих детей только в коррекционных школах (94,4%) и практически не готовы отдать их в обычные школы (5,6%).

Востребованность сложившихся традиций обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья родители оценивают положительно, поскольку они отмечают изменение качества жизни своего ребенка в положительную сторону в результате обучения в школе-интернате.

Вышеуказанная оценка деятельности специальной (коррекционной) школы-интерната указала как на накопленный потенциал учебного заведения, так и на проблемы, которые необходимо решить в ближайшем будущем.

14

14.1 14.2 14.3 14.4 14.5

Одним из существенных показателей школы является поступление выпускников в профессиональные учебные заведения. Не стал исключением и 2015 год, когда все 6 выпускников школы поступили в ВУЗы, ССУЗы и лицеи.

15

 

Таблица №12

16

Обеспечение лимитами бюджетных обязательств тесно связано с видами оказываемых государственных услуг.  К примеру, для реализации государственного задания по содержанию детей, присмотру и уходу, а также оказанию первичной медицинской помощи государством выделялись лимиты на обеспечение питания, приобретение медикаментов и мягкого инвентаря в соответствии с нормативами (см табл.13). В 2015 году услуги питания выиграло Якутотребобщество «Холбос».

Таблица №13

17

На коммунальные услуги в 2015 году было выделено 4 048 700,0 руб.      Значительная доля затрат приходится на отопление (51%)и электроэнергию (до 26%).

Основными поставщиками коммунальных услуг являются:

  1. ООО «Союз-Электро» (Директор Кимпинская Антонина Александровна);
  2. МУП «Жилкомсервис» (Директор Лебедев Андрей Викторович);
  3. ООО «ТОДИ» (Руководитель Волкова Д.О.).

18 19 20

 

Пользуясь моментом, хотелось бы поблагодарить всех наших партнеров за успешное сотрудничество.

 

V. Научно — методическая работа.

C сентября 2015 года в школе предусмотрена ставка заместителя директора по научно-методической работе.

Сформулирована Цель научно-методической работы – повышение уровня профессионального мастерства педагогов путём включения их в инновационные процессы, оказание методической помощи и развитие мотивации всех участников образовательного процесса для повышения качества образования.

В соответствии с этим решались следующие задачи:

  1. Создание условий для перехода к новым образовательным стандартам.
  2. Создание условий для развития способностей учащихся и повышения результативности работы с одаренными детьми.
  3. Овладение новым содержанием и формами повышения педагогического потенциала.
  4. Создание условий для экспериментальной работы.
  5. Обеспечение методологического и научно-методического руководства самостоятельной работы педагогов по совершенствованию профессиональных умений и навыков.
  6. Повышение профессиональной компетенции педагогического коллектива.
  7. Продолжение работы по обобщению и распространению передового педагогического опыта

Для реализации целей и задач проделаны следующие виды работы:

— Коллектив школы работает над единой методической темой: «Создание условий для творческой и инновационной деятельности учителей школы-интерната по реализации и внедрению современных методов и моделей обучения и воспитания учащихся».

 21

— утвержден состав рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ОВЗ;

— составлен план работы рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ОВЗ;

— проведены заседания педагогических и методических советов;

— утверждены адаптированные основные образовательные программы по всем предметным областям всех ступеней обучения;

организованы курсы повышения квалификации на базе школы-интерната с приглашением доцента. заведующей отделением непрерывного образования Федерального института развития образования (Москва), кандидата педагогических наук Ирины Леонидовны Соловьевой. Только с ноября 2015 года  охвачено курсами повышения квалификации более 53 педагога.

обеспечено участие учащихся на олимпиадах регионального и федерального уровней по различным предметам;

— обеспечено участие педагогов на конкурсах профессионального мастерства (15 учителей в конкурсе «Профи-учитель». Мапулова П.А. 77б из 90б-лучший результат на 10.12.15г);

— внесены изменения и дополнения в различные локальные акты образовательной организации;

— составлены и утверждены Положение о школьной Службе примирения, Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС ОВЗ, Положение об экспертной группе, Положение об аттестационной комиссии.

обеспечено методическое сопровождение инновационного проекта «Подготовка к внедрению ФГОС ОВЗ», пилотная площадка (пр. МО РС(Я) №01-16/3315 от 05 августа 2015 г.);

— приняли участие во Всероссийском семинаре-совещании по обмену опытом лучших практик реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы. г. Москва, 15-17 сентября 2015 года;

— ведется методическое и практическое сопровождение внедрения медиативных технологий разрешения конфликтов в школьной среде;

— создана «Школьная служба примирения»;

— включен в работу школы Уполномоченный по правам участников образовательного процесса;

Все педагоги объединены в 10-ти методических объединениях: МО естественного цикла, МО вспомогательных классов, МО гуманитарного цикла, МО физико-математического цикла, МО учителей начальных классов, МО индивидуальных занятий, МО учителей художественно-эстетического цикла, МО классных руководителей, МО воспитателей младшего звена, МО воспитателей среднего и старшего звена (слайд).

С целью повышения профессиональных компетенций учителей организованы курсы жестовой речи (Мапулова П.А.), компьютерной грамотности (Саввинова П.Н.).

 

VI. Медицинская помощь и реабилитация.

Одной из важных задач работы нашей школы является охрана здоровья учащихся. Все наши воспитанники состоят на диспансерном учете в сурдологическом центре.

С целью оздоровления воспитанников мы проводим профилактические мероприятия от различных заболеваний:

  1. Витаминопрофилактика, фиточай, дача натурального меда весной и осенью;
  2. Йодпрофилактика круглогодично;
  3. Профилактика ОРВИ и гриппа (вакцинация грипполом, противовирусными препаратами).
  4. Вакцинация по национальному календарю прививок;
  5. Получают стоматологическую помощь в школе;
  6. Проведение санпросвет работы среди детей и работников;
  7. Планово проводится медико – социальная экспертиза;
  8. Проходят курс реабилитационного  лечения в ДГБ ОВР и Л.
  9. Проводится диспансерный медосмотр узкими специалистами медцентра, а по выявлению заболевания  направляются на дообследование и по рекомендации специалистов получают курс лечения в условиях школы.

Проведение своевременной плановой работы по выявлению и лечению дает положительные результаты. Например, заболеваемость ОРЗ и ОРВИ с каждым годом значительно снижается. А сравнительный анализ тубдиагностики по годам, указывает снижение положительных показателей пробы Манту  среди учащихся.

Среди заболеваний, которым страдают дети, после болезней уха (100%), на втором месте заболевание нервной системы (85,5%), которая имеет тенденцию к увеличению.       Наиболее часто в 2015 г. регистрировались: болезни глаза и его придаточного аппарата (17%), А болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм встречаются имеют тенденцию к сокращению.

 

Особое внимание хотелось бы обратить на увеличение к 2015 году болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ увеличение на 14% к общей структуре заболеваний ставит перед нами задачу пересмотра подходов к здоровью детей. Более 250 дней в году практически все обучающиеся проживают в условиях школы – интерната, те в шаговой доступности. Поэтому необходимо:

  1. В организации внеклассных занятий необходимо  учесть посещение детьми свежего воздуха, занятий вне помещения.
  2. Занятия физической культурой в стандартном спортивном зале с необходимой возрасту и состоянию здоровья детей нагрузкой. Для этого необходимо строительство типового спортивного зала.
  3. Питание детей с точки зрения культуры питания, калорийности и соответствия возрастным особенностям, состояния здоровья никем и никогда не изучалась. Поэтому считаю необходимым привлечь НИИ питания.

22

Все обучающиеся имеют ИПР. Прохождение реабилитации контролируется медицинскими работниками. Как видно из таблицы №13, в 2015 году 79 (97,5%) детей из 81, прошли реабилитацию при Детской городской больнице.

Санаторно-курортным лечением в 2015 г. охвачено 7 обучающихся (табл14).

Таблица №13

23

Таблица №14

24

Вопросы реабилитации детей по основному их заболеванию из-за недостаточности койко-мест и квалифицированных сурдореабилитологов проводится на в основном на базе Детской городской больницы, что создает большие неудобства при организации учебно-воспитательного процесса.

 

VII. Воспитательная работа

Стабильность в воспитательной работе обеспечивают традиционные ключевые дела и, безусловно, деятельность    классных руководителей, которые представляют опытный грамотный коллектив. В этом учебном году наибольшую активность  проявили классные руководители: Широких Е.П., Петрова С.И., Кривошапкина Н.С.,Аргунова В.О.,Сухардинов И.Н. Учащиеся под их руководством приняли участие практически во всех мероприятиях школьного и городского уровня. Хотелось бы отдельно выделить работу классного руководителя  Сухардинова Ивана Николаевича, который принял участие в республиканском конкурсе педагогического мастерства.

С целью повышения педагогической культуры родителей, укрепления взаимодействия школы и семьи, усиления её воспитательного потенциала используются массовые, групповые, индивидуальные формы и методы работы с родителями. Большая часть из них стала настоящими помощниками и друзьями школы: Иванова А.С.,Захарова В.В., Активная жизненная позиция председателя родительского комитета школы  Сергучева  В.И.играет важную роль во взаимодействии семьи и школы.

Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой.

Система дополнительного образования.

В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы работа по дополнительному образованию в 2014-2015 учебном году была направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей. Вся внеурочная работа в школе строится на принципах добровольности и самоопределения. И наша задача – создать все необходимые условия для этого. Осуществляя воспитательный процесс, педагогический коллектив ориентируется  на конечный результат, который  намечен в программе развития: «Обеспечение социализации личности ребенка и формирование в процессе воспитания и образования навыков активного нравственного, гражданского действия».

В системе дополнительного образования занималось 53 воспитанника, что составило 74% от числа всех обучающихся.  Проведенный анализ показал, что число обучающихся, занятых в свободное время, составило:

— в начальном звене –100%

— в среднем звене – 63%

— в старшем звене – 29%.

Хочется отметить, что дети с большим удовольствием посещали следующие школьные кружки и секции: «Мой выбор» (по пулевой стрельбе), «Уран» (Алексеева Ю.В.), «Симэх» (Сергучева А.И.), жесто-мимической песни (Борисова Н.П.) спортивную секцию по вольной борьбе (Николаев П.Д.) «Мозаика» (Левина Н.Д.), «Батик» (Бобровская Л.В.), шашки (Ушницкий П.П.), футбол (Ширяев Г.Г.)

По итогам республиканского фестиваля их воспитанники заняли призовые места и награждены дипломами,ценными подарками. Хорошие результаты показывает наша футбольная команда по результатам городских и республиканских соревнований.

Спортивно – оздоровительное направление деятельности школы осуществлялась по трем направлениям: внеклассная работа, проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий и мониторинг физического развития, физической подготовленности учащихся. Приложение 3.

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия включали в себя участие детей в общешкольных, городских, республиканских соревнованиях. На слайде мы видим наиболее успешных спортсменов: добившихся высоких результатов.

В целом воспитательная работа школы имеет ощутимый результат. В этом заслуга всего педагогического коллектива и воспитателей. Ведь интеграция детей в общество через спорт и культурные мероприятия идет гораздо успешнее.

Следует уделять больше внимания просветительской работе по пропаганде здорового образа жизни, активизировать работу поста здоровья и спорта ученического самоуправления, для повышения доли участия школьников в формировании своего здоровья, создать творческие группы на уровне классных коллективов с выходом на общешкольный по пропаганде здорового образа жизни, продолжить информационно-консультативную работу для родителей с привлечением врачей-специалистов.

 

Задачи на 2016 год.

I. Для повышения качества учебно-методической работы, повышения качества коррекционных занятий и внедрения ФГОС начального образования необходимо:

  1. Улучшениями материально-технического обеспечения учебных кабинетов.
  2. Целевая подготовка специалистов сурдопедагогов.
  3. Повышение профессиональной квалификации.
  4. Совершенствование методического мастерства.
  5. Разработка учебно-методических пособий на основе научно-методического подхода и инновационных технологий.
  6. Реализация проекта по развитию инновационного кластера.

II. Для укрепления здоровья обучающихся и их успешной реабилитации необходимо:

  1. Строительство типового спортивного зала.
  2. Использовать научно-обоснованные подходы к организации питания обучающихся.
  1. Обобщить положительный опыт организации внеклассной работы, способствующей интеграции детей с особыми образовательными потребностями.
  2. Совершенствовать методику проведения реабилитационных и абилитационных мероприятий.
  3. Разработать проект по соблюдению офтальмологического режима.
  4. Реализация проекта по организации групповой работы с детьми после кохлиарной имплантации.

Для повышения роли общественно-государственного управления:

  1. Активизировать деятельность Управляющего Совета совместно с Попечительским Советом.
  2. Совершенствовать деятельность официального информационного сайта.
  3. Использовать ресурсы информационной системы «Сетевой город» для повышения роли родительского сообщества в обучении и воспитании детей.