Развитие эмоционально-оценочной лексики у младших школьников с нарушением слуха во внеурочной деятельности.

Диплом 2 степени.

Петрова Сахаяна Иннокентьевна,

учитель начальных классов, ГКОУ РС (Я) РС(К)ОШИ 1 вида.

 

Формирование эмоциональной сферы глухого ребёнка выступает как одной из важных условий его адаптации в обществе, успешного взаимодействия   с окружающими. Поэтому в общеобразовательной школе I вида считаем, важным проводить специальную работу, направленную на решение проблемы эмоционального развития учащихся, которое взаимосвязано с обогащением их речи эмоционально-оценочной лексикой.

В чем же заключается значимость овладения эмоционально-оценочной лексикой в жизнедеятельности ребёнка?

  1. Вербальное обозначение эмоций необходимо для осознания человеком своих собственных эмоциональных переживаний и переживаний других людей, для адекватной коммуникации с ними, а эмоционально-оценочная лексика служит средством оречевления.
  2. Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием личностного и эмоционального развития, нравственного воспитания. Знание о нормах и правилах морали, отражающихся в слове, рассматривается как один  из приоритетов в оценке уровня морального развития индивида.
  3. Задачи обучения детей регуляции эмоций, развития их чувственной сферы могут быть решены лишь при условии наличия у воспитанников необходимых знаний (в том числе, выраженных вербально)  об эмоциональной стороне жизни человека.
  1. Эмоционально-волевая готовность, рассматриваемая как один из важнейших критериев готовности ребёнка с нарушенной слуховой функцией к успешной социальной адаптации.

При изучении понимания глухими школьниками эмоциональных ситуаций, в том числе обозначенных речью, целесообразно вести работу  над словарём эмоций у глухих детей уже  на раннем этапе их развития,  но вопросы обогащения речи глухих детей эмоционально-оценочной лексикой разработаны не в полной мере. Поэтому представляется актуальным поиск педагогических техник, методов и приёмов, направленных на развитие эмоционально-оценочной лексики, формирование умений адекватно её использовать в практике речевой деятельности.

Учитывая актуальность данной проблемы, мы разработали методики позволяющие на ограниченном тестовом материале (картинки, фотокарты, пиктограммы) определить: идентификацию эмоциональных состояний; владение произвольной мимикой; установление причинно-следственных связей   у младших школьников с нарушением слуха. В результате, которого выяснили, что у всех младших школьников с нарушением слуха низкий уровень развития эмоционально-оценочной лексики.

Мы начали заниматься во внеурочное время с учащимися над обогащением эмоционально-оценочной лексики. Приведем в пример, какие игры и упражнения мы использовали в нашей работе:

Подвижные игры:

«Встань в свой круг»  Описание: На полу лежат два обруча. Ведущий кладет в центр одного обруча табличку «Положительные эмоции», а в центр другого – «Отрицательные эмоции». Каждому игроку предлагается взять с подноса табличку и по сигналу встать согласно выбранной надписи (пиктограмме) в «свой» круг.

«Найди себе пару» Описание: Каждому игроку предлагается взять табличку с подноса, но не разрешается смотреть на ее. Выбранная табличка вешается ребенку на шею со стороны. По команде ведущего дети должны найти себе пару (надпись к рисунку и наоборот). Разрешается спрашивать друг у друга, что написано (изображено), но не разрешается трогать таблички. Дети, нашедшие друг друга, становятся в пару и поворачиваются спиной к остальным участникам игры для оценки выполнения задания.

«Найди противоположность» Описание: Каждому игроку предлагается взять с подноса пиктограмма и рассмотреть ее. По команде дети должны найти себе пару-участника, у которого имеется пиктограмма с изображением противоположной эмоции. По окончании игры обсуждается работа каждой пары, поощряются дети нашедшие друг друга.

Слуховые упражнения:

«Что ты слышал?» Описание: Детям предлагается прослушать звуковое проявление какой-либо эмоции в аудиозаписи, например, печали, горя (плач малыша). Затем участники пытаются объяснить, почему малыш плакал. Далее дети слушают смех малыша и обсуждают, что могло его рассмешить.

Артистические игры и упражнения:

«Живой портрет» Описание: Дети, поочередно выглядывали из портретной рамки, изображают какие-либо эмоцию с помощью мимики. Остальные участники должны назвать эмоцию, сказать почему она могла возникнуть.

«Артисты пантомимы» Описание: Дети встают в широкий круг. Поочередно каждый участник выходит на середину круга и с помощью пантомимы изображает какое-либо действие, событие. А остальные дети должны угадать какое действие или событие показывает.

Дидактические игры:

«Угадай, что я нарисовал» Описание: Каждый рисует лицо, выражающую какую-либо эмоцию. Затем участники меняются между собой рисунками и подписывают какую эмоцию выражает рисунок.

Как все произошло? Описание: Упражнение начинается с беседы: в жизни часто случается, что сначала бывает весело, а потом грустно, и наоборот.  Просит ребят вспомнить, бывало ли с ними такое. Затем последовательно прикрепляет к магнитной доске серию картинок. Детям предлагается внимательно рассмотреть девочку (мальчика), изображенную на картинках, подумать и написать, что произошло, как и почему изменилось настроение девочки (мальчика).

Дети выполняют задание, после чего организатор меняет последовательность картинок и предлагает обсудить новый вариант.

Работа с гаджетами. В нашей жизни современные  гаджеты занимают не последнее место, а для людей с нарушением слуха они являются важным средством общения с окружающими людьми. Поэтому мы включили в наш эксперимент и работу с гаджетами, точнее со смайлами. которые есть в каждом гаджете, и которые люди используют в разговоре выражая те или иные эмоции. Например, детям давались такие задания как:                 — Отправь мне смайл который радуется; или — Если ты разозлишься, какой смайл ты отправишь? и т.п.

Мы привели в пример лишь малую часть игр и упражнений, которые мы проводили на занятиях по развитию эмоционально-оценочной лексики.

Выявление уровня развития эмоционально-оценочной лексики у младших школьников с нарушением слуха   по годам:

2013-2014 гг. 2014-2015 гг. 2015 г.

Высокий уровень- 0%

Средний уровень – 0 %

Низкий уровень- 100%

Высокий уровень- 0%

Средний уровень – 10 %

Низкий – 90%

Высокий уровень- 0%

Средний уровень – 40 %

Низкий – 60%

Как видно, мы работаем над обогащением  эмоционально-оценочной лексики у младших школьников с нарушением слуха весьма эффективно.  С момента начала работы над проблемой уровень развития эмоционально — оценочной лексики увеличился с низкого на средний на 40%. Мы отмечаем, что после каждого  проведенного  нами занятий по обогащению эмоционально-оценочной лексики, у учащихся заметно растет словарь эмоций, дети уже более адекватно оценивают  те или иные эмоции и могут устанавливать причинно-следственные связи, что является одним из важнейших показателей развития   жизненных компетенций.

 

Использованная литература

  1. Бондарь Т.А., Захарова И.С. и др. «Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе» Издание 2-е // М.,2012.-280 с.
  2. Петшак В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей // Дефектология. 1981 в. №4. — С. 37-42.
  3. Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих школьников // Дефектология. 1989. №4. — С. 61-65.
  4. Речицкая Е.Г., Кулагина Т.Ю. «Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом» // Методическое пособие. М., 2006. -208 с.

Скачать WORD —  «Развитие эмоционально-оценочной лексики у младших школьников с нарушением слуха во внеурочной деятельности»