
В рамках Декады инвалидов Республиканская коррекционная школа-интернат для неслышащих обучающихся при поддержке ФГБУ “Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи” провела Республиканский научно-практический семинар «Роль кохлеарной имплантации в жизни неслышащего ребенка».
Открывая работу семинара, директор школы-интернат Оксана Винокурова отметила, что основной целью его проведения является обобщение и распространение опыта работы по улучшению качества жизни неслышащего ребенка с кохлеарной имплантацией, а также выработка путей решения проблем в реализации их прав.
С приветственным словом выступила председатель ЯРО ВОД «Матери России» Прасковья Борисова, которая отметила, что семинар призван помочь родителям и специалистам, занимающимся вопросами развития, воспитания, адаптации и реабилитации неслышащих детей. Она подчеркнула, что все дети имеют полное право на достойную и счастливую жизнь.
В начале семинара воспитанники Республиканской коррекционной школы-интернат для неслышащих обучающихся продемонстрировали свои возможности, достигнутые с помощью педагогов. Они пели песни, читали стихи, хотя развитие речевых навыков достигается упорным трудом учителей – дефектологов при поддержке родителей. В рамках совместного инновационного проекта с Высшей школой музыки “Шаг в мир звуков” дети с кохлеарными имплантами обучаются нотной грамоте и даже учатся играть на музыкальных инструментах. Демонстрируя успехи в этом направлении выступили перед гостями ученик 9 класса Михаил Кудряшев, сыгравший на фортепиано, учащаяся 7 класса Лена Захарова сыграла на флейте, а учащийся 6 класса Валера Фадеев спел песню под ее аккомпанемент.
Гостями семинара из Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи стали Ольга Зонтова – методист организатор реабилитации СПб НИИ ЛОР, заместитель руководителя федеральной программы реабилитации детей с ОВЗ по слуху “Я слышу мир и аудиолог этого же НИИ Николай Пудов. Специалисты поделились опытом в области реабилитации неслышащих детей, поделились новинками и планами научного института на будущее. Рассказали про техническое сопровождение детей и взрослых после кохлеарной имплантацией и ознакомили с реализацией федеральной программой реабилитации детей с ОВЗ по слуху “Я слышу мир”.
Живой интерес у присутствующих вызвал доклад к.б.н., руководителя лаборатории молекулярной генетики ЯНЦ и старшего научного сотрудника СВФУ Николая Барашкова. Директор нового республиканского реабилитационного центра Зинаида Максимова ознакомила с планом работы, опытом работы с детьми с кохлеарным имплантом поделились учитель-дефектолог школы-интернат Варвара Аргунова, руководитель консультационно-реабилитационного центра «Гнездышко» Евдокия Левина, заведующая детского сада №2 «Олененок» Татьяна Соловьева и родители детей с кохлеарным имплантом Туяра Белолюбская и Галина Пахомова. Специально для родителей была организована дискуссионная площадка: «Проблемы в реализации прав неслышащих детей и пути их решения». Родители затронули такие проблемы как: санаторно-курортное лечение, реабилитация и абилитация, организация летнего отдыха неслышащих детей, обеспечение дошкольным учреждением детей с ОВЗ по слуху, профессиональное обучение, недостаточная готовность ССУЗов и ВУЗов к обучению детей ОВЗ по различным нозологиям, отсутствие сурдопереводчика в медицинских и иных учреждениях, недоступность телевидения из-за отсутствия сурдоперевода и другие вопросы. Исчерпывающие ответы на вопросы дали старший помощник прокурора по правовому обеспечению Ирина Машкова, специалисты ФСС РФ, министерства образования и науки Республики Саха(Якутия), директор Республиканского реабилитационного центра Зинаиды Максимова.
Во второй половине дня специалисты из Санкт — Петербургского НИИ провели прием детей с кохлеарными имплантами по настройке речевого процессора.
Ключевым моментом семинара стало подписание договора между Республиканской коррекционной школой-интернатом для неслышащих обучающихся и ведущим в России Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи. Данный договор предполагает сотрудничество в области научно-исследовательской и организационно-методической работы по объединению усилий науки и практики в вопросах реабилитации детей с нарушенным слухом.