
20 марта 2017 года на базе Республиканской специальной (коррекционной) школе-интернат 1 вида прошел семинар для учителей на тему: «Преподавание истории в школе для неслышащих детей», в рамках прохождения курсов переподготовки на учителей истории. Инициатор семинара — Институт развития образования и переподготовки кадров. На семинар пришли 16 учителей из разных уголков нашей республики. Методистом курсантов является Мария Прокопьевна Федорова. На мероприятии был поднят вопрос о коррекционной составляющей преподавания истории в школе для неслышащих детей. Для полного раскрытия и разъяснения данной проблемы и путей ее решения, семинар разделен на 2 смысловых блока: теоретическая и практическая части. На теоретическом этапе мероприятия выступили дефектолог школы, Варвара Олеговна Аргунова, которая ввела в суть особенностей развития, обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, и учитель истории, Иван Николаевич Сухардинов, который подробно рассказал о своей теме самообразования «Гражданско-патриотическое воспитание неслышащих учащихся на уроках истории и во внеурочное время» и о коррекционной составляющей уроков истории. При подготовке к каждому уроку необходимо отталкиваться от особенностей психического, психологического, умственного и физического развития каждого ребенка. Обязательным является наличие на каждом уроке индивидуального слухового аппарата у всех ребят. Также, перед началом каждого занятия совершенно необходимо провести фонетическую зарядку, которая поможет детям достигнуть сразу несколько задач: «разогрев» артикуляционного аппарата, автоматизация звуков и проведение словарной работы. Нельзя не учитывать содержание урока, которое должно быть адаптировано к особенностям восприятия наших детей. Использование специального экрана – один из главных приемов развития речевого слуха у неслышащих детей. Главной коррекционной задачей всех занятий и уроков в школе для неслышащих детей – это развитие связной словесной речи, ведь научно доказано, что мышление человека во многом зависит от речи. Чем богаче, связнее и грамотнее речь, тем глубже и обширнее мышление. Обо всем этом курсанты узнали на теоретическом этапе семинара.
После небольшого перерыва началась практическая часть, которая включала в себя показательный урок и экскурс в виртуальный школьный музей. Открытый урок провел учитель истории, Иван Николаевич Сухардинов, с участием учеников 6 класса. Урок на тему: «Фараон и пирамиды». На уроке было практически продемонстрировано как необходимо ввести коррекционную составляющую в общеобразовательный урок. Изюминкой урока стал костюмированный выход учащихся в образе фараона, вельможи, стражи и крестьянина. Занятие впечатлило своей оригинальностью подачи, использованием наглядного материала, компьютерных технологий и доходчивостью объяснения учителя. Затем заместитель директора по научно-методической работе, Сардаана Васильевна Третьякова, познакомила участников семинара со школьным виртуальным музеем «История школы», находящийся на нашем официальном сайте. В завершении мероприятия, Саина Нехорукова исполнила жестомимическую песню «Дети войны», в сопровождении видеоклипа к этой песне. Никто не остался равнодушным, ведь искренность и талант исполнения юной артисткой покорила всех зрителей до глубины души.
Семинар вызвал только положительные эмоции и впечатления. У многих возникли вопросы о трудности преподавания уроков, ведь работа в данном учреждении требует много усилий и терпения. Оставленные гостями отзывы, вдохновили учителей на дальнейшую плодотворную работу.
«Хотелось бы выразить слова огромной благодарности вашему коллективу за самоотверженный большой труд, за вклад в детей. Сразу с порога чувствуется доброжелательная атмосфера, дух школы. Очень понравился урок истории. А опыт работы виртуального музея заслуживает отдельной похвалы» (Крылова Виктория Владимировна, зам.директора по ВР «МБОУ I – Жемконская СОШ им. П.С.Скрябина»)
«Сегодняшняя лекция вызвала бурю эмоций. В начале текли слезы, я представляла как сложно детям жить в нашем мире. Но прослушав лекцию, просмотрев фильмы, урок, презентацию я поняла, что жизнь бьет ключом. Педагоги этой школы работают от всего сердца, отдают частичку себя каждому ученику. Я восхищена вами! Спасибо вам за вашу работу, гостеприимство и любовь к детям. Виртуальный музей взяла на заметку для себя» (Бурнашева Яна Константиновна, Усть-Янский район, с. Казачье, Казачинская СОШ).