Влияние изготовления национальных изделий на развитие творческих способностей неслышащих детей

ГКОУ РС (Я) «РС(К)ОШИ 1 вида»

Сергучева А.И. учитель технологии.

             Развитие творческих   способностей на уроках технологии, дает возможность детям раскрыть свои природные дарования и способности, творчески подходить к решению задач и проблем, возникающих в той или иной жизненной ситуации. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Развитие творческих   способностей на уроках технологии, дает возможность детям раскрыть свои природные дарования и способности, творчески подходить к решению задач и проблем, возникающих в той или иной жизненной ситуации.
Каждый человек должен знать, любить, уважать традиции своего народа. Но в современных условиях учащиеся с нарушениями слуха по-другому воспринимают мир, окружающую среду. Поэтому уже с детских лет необходимо формировать систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей. Эстетическое воспитание искусство шитья и рукоделия в нашей республике является одним из самых популярных видов художественного творчества. Якутский национальный костюм связан с народными традициями и верованиями народа Саха, каждый узор, орнамент костюма рассказывает свою историю, выполняя функцию оберега для своего хозяина.
Сохранение национальных традиций, популяризация национального костюма, сохранение и развитие материальной и духовной культуры и сложная техника ручной работы отвечают требованиям  моды с изюминкой национального колорита.

Знать свою народную, национальную художественную культуру во всех ее проявлениях, увидеть ее как часть общенародных культурных ценностей, способствовать тому, чтобы эти культурные ценности стали достоянием не только нашего времени, но и будущих поколений – такая задача стоит сегодня перед всеми нами.

  Обоснование актуальности и значимости опыта.

Произошедшие в последние годы изменения в практике образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечивали:

  • активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
  • формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;
  • приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Изучение, реконструкция и пропаганда традиций народного прикладного искусства — дело само по себе на сегодня актуальная, поскольку именно в художественной культуре отражается материальное и духовное богатство народа, которое исстари бережно передавалось из поколения в поколение. Продолжить эту эстафету — святая обязанность молодого поколения. Мы как народ должны беречь, ценить и гордиться традициями наших предков, использовать их в своей повседневной жизни.

Цель: Развитие творческих способностей неслышащих детей на уроках технологии посредством изготовления национальных изделий.

Задачи:

  • изучить культуру и традиции своего народа;
  • изучить работы народных мастеров;
  • отобрать и апробировать педагогические приемы, методы и средства,

направленные на повышение уровня учебной мотивации учащихся;

  • формировать технологические знания и умения учащихся;
  • развитие разговорной речи, обогащение словарного запаса.

Основная идея опыта.

Одна из задач учителя постоянно развивать творческие способности неслышащих учащихся и мотивацию учебной деятельности, так как именно она и определяют успешность протекания познавательных процессов, и способствует повышению работоспособности учащихся, облегчает усвоение учебного материала. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Главный вопрос, волновавший меня, когда я столкнулась с проблемой низкой мотивации, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к предмету. На пути преодоления низкой мотивации учащихся каждый педагог стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения, ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам конструировать ее, учитывая условия обучения и состав учащихся. Педагогу нужно в какой-то степени отойти от стандартной темы, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

                                     Описание педагогического опыта.

           С 2009 года по настоящее время работаю по адаптированной программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида и программе «Сатабыл» (автор П.П. Кондратьев) с 5 по 12 классы. В программе обеспечивается преемственная связь в содержании учебного материала всех блоков, реализация развивающей и воспитывающей функций учебного материала «Трудовое обучение».

С учетом возрастных особенностей неслышащих учащихся в ходе дидактического процесса решаются следующие общие педагогические задачи:

—выработка у неслышащих учащихся осознанного отношения к учебе и труду, гражданское    и трудовое становление;

— нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

-воспитание трудолюбия и уважения к мастерам своего дела;

— воспитание уважения к культуре и искусстве своего народа, заботливого и бережного отношения к родной природе;

— подготовка неслышащих учащихся к самостоятельной жизни, к выбору будущей профессии.

Развитие творческих способностей в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий с использованием различных видов декоративно-прикладных работ.

По усмотрению учителя после изучения каждой программы-блока учащиеся могут выполнить задание-проект или комплексную работу, включающую, т.е. знания и умения, которые были усвоены ими в процессе учебных занятий в течение учебного года.

Формированию положительных мотиваций к учению способствует урок, который был и остается основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое — учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.

Для решения поставленных мною задач считаю целесообразным метод проектов. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированного на развитии учащихся и их самореализации в деятельности. Актуальность метода проектов обуславливается, прежде всего, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их решения. Создание творческих проектов занимает приоритетное место в программе по технологии. Умение пользоваться методом проектов – способствует повышению уровня обученности учащихся.

При разработке творческого проекта у учащихся формируются, создаются предпосылки для формирования активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Учащиеся видят перед собой конечный результат — вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно. Ведение уроков и занятий методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся.

Преимущества метода перед другими педагогическими технологиями:

  • высокая активность учеников;
  • самостоятельная познавательная деятельность учеников;
  • самостоятельная ценность реализованных проектов;
  • глубина и объем полученных знаний;
  • устойчивый интерес к предмету.

Сложности:

  • учитель должен владеть психолога- педагогическими приемами организации работы;
  • индивидуально-ориентированная система организации работы;
  • большинство проектов требует времени, значительно превышающего время урока.

Особенности:

  • учитель перестает учить в обычном понимании слова, он становится координатором процесса самообразования;
  • Главное в создании проекта то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практическое применение, а также возможность реализации своего интеллектуального потенциала и творческих способностей.

При использовании метода проектов существуют два результата.

Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Второй результат – это сам выполненный проект (продукт деятельности).

Таким образом, применение проектных технологий позволяет создать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации и творческой активности учащихся. Выполненные учащимися проекты ученики защищают на олимпиаде, представляют на выставках детского творчества.

За период работы в данной школе, начиная с 5 класса, на уроках технологии учащиеся изучают традиции, обычаи своего народа и учатся изготавливать изделия с национальным колоритом.

Например, игольницы, чехлы для сотовых телефонов, подушки, якутские рукавицы, чепраки. Учащиеся старших классов изучают технологии изготовления национальных костюмов.

В результате применения проектной технологии в процессе обучения, я наблюдаю следующие изменения:

  • активизация познавательной и творческой деятельности;
  • повышение уровня самостоятельности учащихся на уроке;
  • повышение уровня учебной мотивации учащихся;
  • творческая активность и самореализация учащихся;
  • повышение качества знания;
  • результативность участия в мероприятиях.

Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение проектного метода обучения на уроках технологии повышает эффективность и качество обучения, усиливает интерес учащихся к предмету и дает возможность учащимся проявить себя, получить при этом хорошие результаты.  Все это делает предмет технологии интересным и способствует повышению учебной мотивации.

         Объективно заметны изменения отношения учащихся к проектной деятельности. Основными причинами могут считаться следующие факторы:

  • Мотивация учащихся к проектной деятельности. Мотивировать учащихся к проектной деятельности через участие в различных конкурсах проектов и участие научно-практических конференциях.
  • Индивидуальная работа с учащимися. Работа проводится индивидуально с учащимся. Делается это с целью развития у учащихся самостоятельности.
  • Самостоятельная работа школьников над выбранной темой. Учитель перешел из ранга, обучающего в ранг консультирующего руководителя, то есть стал научным руководителем.
  • Использование проектов и мини проектов во время учебной деятельности и во внеклассной работе

Заключение

       Изучение традиции, обычаи своего народа и изготовления изделия с национальным колоритом в коррекционной школе способствует развитию творческих способностей, также приобщает учащихся к общечеловеческим ценностям, формирует у учащихся нравственно-эстетических идеалов в период становления личности.

При разработке творческого проекта у учащихся формируются, создаются предпосылки для формирования активной творческой деятельности, развития эстетического вкуса, образного мышления, пространственного воображения. Учащиеся видят перед собой конечный результат — вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Уроки технологии дают положительные результаты, позволяют направлять их художественную деятельность, которое оказывает благотворное влияние на развитие личности. Во время занятий учащиеся становятся собранными, более ответственными, учатся правильно организовать свое свободное время, уважать чужой труд.

Конечным результатом работы является организация выставок, участие внутри школьных, городских, республиканских выставках декоративно- прикладного творчества учащихся. Успешное участие в различных выставках, конкурсах, обмен опытом со своими сверстниками из других школ, удовлетворение результатами своего труда дает стимул в дальнейшей работе и ребята с новой силой, с новыми идеями продолжают работу.

Скачать WORD — «Влияние изготовления национальных изделий на развитие творческих способностей неслышащих детей»